Схема и подключение датчика освещения

Датчик освещенности. Где применяется и как устроен

 

Датчик освещения LXP-02

У меня на блоге уже много статей про датчик движения, давно планировал опубликовать информацию по датчику освещенности.

Если Вам вообще интересно то, о чем и как я пишу, подписывайтесь на получение новых статей и вступайте в группу в ВК!

Его ещё называют датчиком освещения, светоконтролирующим выключателем, фотореле, фотодатчиком или сумеречным выключателем.

Я в статье буду называть и так, и этак — выбирайте, кому что больше нравится.

В статье рассмотрю общие вопросы — устройство, применение, параметры, а также приведу фото реальных датчиков освещенности, их внутренности, принципиальные электрические схемы. В общем, читайте, если что упустил — дополняйте и спрашивайте в комментариях.

Почему я датчик движения ставлю в один ряд с датчиком освещенности?

У них много схожего:

  • применяются для экономии энергии,
  • устройство домашней автоматики,
  • одинаковая схема подключения,
  • у каждого три вывода: фаза, ноль, выход, включают в качестве нагрузки (как правило) лампу освещения

Вечером иногда, проходя мимо,  можно не отличить работу одного от другого.

Как работает датчик освещенности

Принцип работы прост, проще чем у датчика движения. В датчике освещения имеется светочувствительный элемент. Как правило, это фоторезистор или фотодиод. Эти элементы имеют свойство изменять своё сопротивление в зависимости от уровня освещения.

Далее через схему регулировки (калибровки) сигнал со светочувствительного элемента попадает на вход ключевого элемента (транзистора). Ключевой транзистор имеет в своей нагрузочной цепи реле, которое своими контактами коммутирует «нагрузку пользователя» — лампу, уличный прожектор, и т.п. Подробнее принцип работы будет рассмотрен в этой статье в описаниях принципиальных схем датчиков освещения.

Можно сказать, что датчик освещенности и движения с точки зрения нагрузки работают точно так же, как и обычный, «человеческий» выключатель. Только тут этот выключатель автоматический.

Подключение датчика освещения

Как я уже говорил выше, схема подключения датчика освещенности полностью совпадает со схемой подключения датчика движения. Отличается только «начинка» датчиков.

Схема подключения датчика движения и датчика освещения

Схема взята из статьи про датчик движения, ссылка выше.

Итак, с подключением разобрались, теперь

Монтаж датчика освещения

Казалось бы, чего тут премудрого? Прикрутил, подключил, настроил, и всё! Но бывает, место установки выбрано неудачно, и начинаются проблемы.

У нас на улице одно время уличные светильники вечером включались замысловато. Включатся, потухнут, опять включатся, и так с периодом около 1 минуты. Потом, с наступлением хорошей темноты, включались окончательно.

Почему так? Просто датчик освещения ошибочно был установлен в зону освещения включаемого фонаря. Получается: стало темно — датчик сработал — фонарь загорелся — стало светло — датчик выключился — стало темно… И так далее, замкнутый круг.

Настройка и калибровка

При настройке датчика освещенности важно использовать черный пакетик, который идёт в комплекте с датчиком. Этот пакетик служит для имитации ночи.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Кулечек для настройки датчика освещения

Из органов настройки в датчике освещенности — только регулятор уровня освещения (LUX). Он устанавливает уровень, про котором срабатывает внутреннее реле датчика.

Подробнее настройка уровня описывается в описании принципиальной схемы, ниже.

Есть простейшие датчики освещения (например, LXP-01), в котором вообще нет никаких регулировок. Есть продвинутые, где ещё есть регулятор времени задержки включения/выключения.

Устройство, внешний вид

Ниже на фото приведен внешний вид датчиков освещения LXP-02, LXP-03, описание по ходу.

Датчик освещения LXP-02 — самый популярный. Внешний вид сбоку

Тот же датчик, фото со стороны выводов:

Датчик освещения LXP-02. 2 внешний вид внизу

Описание выходов датчика:

  • Коричневый (может быть черным) провод — фаза (питание датчика)
  • Синий (зеленый) — ноль
  • Красный — подключение нагрузки (выходная фаза)

Снимаем белый колпак, видим печатную плату, на которой собрана схема датчика:

Датчик освещения LXP-02. 4 схема на печатной плате

В датчике используется реле DE3F-N-A на 24 VDC , с током контактов 10А. Этот ток определяет максимальную мощность нагрузки, которую может коммутировать этот датчик: 10х220 = 2,2кВт. Как и написано в инструкции к датчику. Но я бы не рискнул подключать такую нагрузку к этому датчику. По моему мнению, максимум, на что способно это реле — 1 кВт (4 Ампера). Всё, что мощнее, нужно подключать через промежуточный пускатель достаточной мощности.

Другой ракурс, фото платы:

Датчик освещения LXP-02. 5 схема на печатной плате

LXP-02. 6 схема на печатной плате, вид со стороны пайки

Видите дорожки, на которые нанесен слой припоя? Именно они чаще всего горят из-за перегруза, КЗ, неправильного подключения в системе освещения. Вместе с ремонтом этих дорожек, как правило, приходится менять и реле.

Теперь переходим к фотографиям датчика освещения LXP-03.

Датчик освещения LXP-03. 1

Согласно инструкции, этот датчик способен коммутировать токи 25А (220-240VAC). Смотрим на реле на плате. Ток реле 30А. То есть, производитель перестраховался. Я перестраховываюсь ещё больше, как и в случае с LXP-02. И ограничиваю ток через датчик на уровне 16А. В большинстве случаев для включения освещения хватает с головой.

Датчик освещения LXP-03. 2. другой ракурс

Ну, а теперь самое интересное -

Схемы датчиков освещения

Схема срисована именно с той платы, которая показана в начале статьи. Стоит отметить, что производитель постоянно работает над улучшением своего устройства (цена/качество), поэтому схема может меняться.

Датчик освещения LXP-02. Схема электрическая

Но принцип остается тот же:

Напряжение питания 220 Вольт поступает через клеммы L (фаза) и N (ноль).

Фазу и ноль можно «перепутать», как в принципе можно (но не рекомендуется) выключать ноль, а не фазу в обычных выключателях. Страдает только безопасность и здравый смысл.

Напряжение выпрямляется диодным мостом (4 диода типа 1N4007), фильтруется (сглаживается) электролитическим конденсатором, и стабилизируется  на уровне +22…24 Вольта стабилитроном типа 1N4748.

Далее постоянное напряжение питает остальную схему, которая работает так. На выходе резистивного делителя 68к — VR — Фоторезистор формируется напряжение, обратно пропорциональное освещённости. Подстроечный резистор VR с сопротивлением 1 МОм — это та самая «крутилка», с помощью которой устанавливается желаемый уровень срабатывания.

Не факт, что в таких схемах ставят фоторезистор, может стоять и фотодиод, но принцип тот же.

Хотите экономить электроэнергию — ставьте максимальное сопротивление, крутите его по часовой (LUX-), и он будет срабатывать тогда, когда будет уже совсем темно.

А хотите, чтобы освещение на улице включалось от малейшей тучки — крутите регулятор в другую сторону (LUX+).

При наступлении темноты освещенность падает, сопротивление фоторезистора растёт, напряжение на базе транзистора растёт. И достигает такого уровня, что транзистор открывается, через коллектор протекает ток, достаточный для включения реле КА. Реле своими контактами включает нагрузку, которая подключается через вывод LOAD.

При этом загорается светодиод, а конденсатор 47 мкФ в цепи базы сглаживает все процессы, чтобы реле слишком быстро не щёлкало, например, если его перекрывает ветка дерева, колеблющаяся от ветра.

В заключение — схема более мощной модели, LXP-03:

Датчик освещения LXP-03. Схема электрическая

Тут схема та же, отличия перечислю:

  • Схема питания ограничивает напряжение в фазной цепи.
  • Диодный мост с фильтром — такой же как и в предыдущей схеме, я неудачно ее изобразил.
  • вместо одного стабилитрона — два последовательно, но напряжение питания схемы — то же, +24В.
  • Используется составная схема на двух комплиментарных транзисторах, поскольку реле более мощное, ток его катушки больше.

Зная принцип работы схемы, её легко отремонтировать. А если хотите подробнее разобраться в ремонте, то в статье про ремонт датчика движения пошагово расписана методика и философия ремонта подобных устройств.

Всё, всем удачи!




Добавить комментарий: